Старики, философы, пророки - герои этих картин изображены старше своих лет - так автор хотел передать мудрость своих моделей. Ведь портрет - это не просто изображение человека, это способ передать его внутренний мир.
Портрет как философия. Художник Анатолий Шумкин с любимым жанром определился, еще учась в академии художеств. Ему интересны люди, их переживания и мысли.
Анатолий Шумкин, художник: "Когда я смотрю на человека, изучаю, пишу его портрет, я также познаю самого себя. Кто мы есть, кто я есть, в каком мире я живу".
Сейчас художник готовится к персональной выставке и работает над серией картин "Се человек", посвященной последним дням Христа. И находит в своих моделях глубину, о которой они сами, может даже, не подозревали.
Анатолий Шумкин, художник: "Это портрет одного натурщика.. чтобы выражать свои сакральные мысли. Смотрит вдаль, в ту неизвестность о которой молодые люди еще может быть не задумываются"
Для современных портретистов не обязательно позировать долгие часы и дни. Многие художники устраивают для героев своих картин фотосессию, выбирают лучший снимок – и потом работают уже по нему.
Анатолий Шумкин, художник: "В наше время еще больше становится экспериментов, можно сотрудничать с техникой, я сейчас начал делать эскизы в компьютере, потом распечатываю и поверх пишу краской".
Некоторые делают набросок, чтобы потом дописать портрет по фотографии как акварелист Константин Стерхов. Удачный свет, поворот головы – художник способен увидеть красоту в мимолетном мгновении.
Константин Стерхов, художник: "Человек - это самый интересный объект. Вокруг портрета можно бесконечно импровизировать, уходить вглубь. Портрет предполагает особую эмпатию и понятие о психологии. Я замечал, если я рисую улыбающегося человека, я сам начинаю улыбаться, если я передаю какую-то эмоцию – она появляется у меня на лице:.
Константин не только художник, но и блогер – пишет о современных мастерах акварели в интернете – и издает книги об этом искусстве. Последняя из вышедших в печать рассказывает об акварельных портретах на материале работ двадцати авторов, пишущих в разной технике. Легкие и воздушные картины требуют филигранного мастерства.
Константин Стерхов, художник: "Маслом вы всегда можете что-то переписать, соскрести мастихином, а акварель не любит ошибок, и если что-то не получается, проще начать новое, чем что-то изменить".
Если одним ближе реалистичные портреты, то другим – сюрреалистичные. Художница Тина Водорослева известна каждому, кто за последние два с половиной года хоть раз заходил в ДК имени Ленсовета. Больше сотни ее работ украшают фойе и закулисные помещения дома культуры.
Тина Водорослева, художница: "Картина называется "Циркач, мечтающий о море", ребенок вырос в бродячем цирке, никогда не видел моря… надо быть всегда там, где ты хочешь быть".
Это вымышленный герой. Но и реальные люди, как ни парадоксально, никогда не говорят "нет, здесь я на себя не похож". В мастерской у художницы – огромная коллекция портретов.
Тина Водорослева, художница: "Люди так раскрываются в портрете, когла они позируют, они настолько чистые, настоящие и светлые, они прямо перетекают на холст… и они настолько прекрасны"
Увлеченные портретисты ценят этот жанр за возможность погрузиться в уникальный внутренний мир другого человека. А для позирующего портрет - способ вспомнить о том, каково его настоящее лицо.
Юлия Демьянова, Антон Голубев, Дарья Варновская, Владимир Пивнев. Первый канал. Петербург