Стрит-арт – искусство живописи на стенах домов, заборах и прочих поверхностях. Что это – возможность по-другому взглянуть на городские бетонные джунгли? Или проклятие коммунальных служб?
Несколько недель назад в центральном районе Петербурга, на стенах домов стали появляться наклейки и небольшие трафаретные рисунки с прямыми отсылками к произведению Юрия Олеши "три толстяка". По характерным костюмам нарисованных героев многие прохожие узнали не просто героев повести, а героев недавней постановки в двух частях, которая прошла в Большом драматическом театре. На языке стритарта – то есть уличного искусства – такое явление называется интервенцией, когда неизвестный художник приглашает прохожих к диалогу.
Полина Ёж,со-основатель Института исследования стрит-арта: "Это всегда такой диалог анонима с анонимом, когда анонимный художник оставляет поэтическое послание, а анонимный прохожий, если он наблюдательный, не смотрит себе под ноги, а следит за городской тканью, он видит эту поэтику, и происходит такой поэтический диалог между художником и его зрителем".
Вдобавок к посланиям на стенах, в день театра на одном из домов на берегу реки Фонтанки появился продавец шаров. Художественный руководитель БДТ, а также автор той самой постановки, что так впечатлила неизвестных художников, узнал о необычной уличной акции, что называется по факту. Однако, в целом идею одобрил.
Андрей Могучий, художественный руководитель Большого Драматического Театра им.Г.А.Товстоногова: "Этот спектакль по жанру он, как уличный. Он решен как площадной театр. И то, что он вышел на улицы, на стены, на крыши – это все правильно, таков жанр сказки Олеши, пьесы Олеши, таков жанр и нашего спектакля".
Не стоит путать творчество уличных художников с банальными граффити, которые можно увидеть в разных районах города. Несмотря на то, что явления эти с юридической точки зрения очень похожи – полиция их классифицирует, как вандализм, художественная ценность у них совершенно разная.
Полина Ёж, со-основатель Института исследования стрит-арта: "Когда мы говорим о граффити, мы имеем ввиду теги, которые оставляют на улицах. Оно не может сделать город лучше, потому что это социальное явление, которое будет существовать всегда за которым можно только наблюдать. Но, когда мы видим стену с красивым рисунком, сделанным человеком с большим опытом, мы называем это муралом и говорим о движении неомурализма".
Александр – уличный художник, который уже давно пишет картины на любых поверхностях. У него есть академическое профессиональное образование, но садиться за мольберт он не хочет.
Александр Blot, уличный художник: "Когда ты идешь рисовать на улице, ты свою работу ни с кем не согласовываешь, то есть это все-таки нелегальное творчество. Но, когда ты ее сделал, сейчас общественность и люди реагируют по другому нежели раньше. Сейчас ты видишь заинтересованность людей, это стало больше приниматься".
Александра уже давно и вполне легально приглашают оформить тут или иную стену, украсить фасад здания или другой архитектурный объект. Он уже побывал во многих городах нашей страны, в последние месяцы обосновался в Петербурге и также вполне официально рисует в пространстве "Порта Севкабель".
Александр Blot, уличный художник: "Диалог с людьми. Не только что ты просто нарисовал, кайфанул от процесса, сфоткал и ушел. Это именно диалог с людьми. Часто ты словами не можешь донести, и у тебя у тебя получается это донести через рисунок. Это немножко другое поле общения".
Прошлой осенью в одном из новых кварталов города, по инициативе компании застройщика уличные художники взялись за оформление длинной серой бетонной стены. Сегодня на этой поверхности любой прохожий может прочесть живописно-графическую трактовку романа "Евгений Онегин". Арт-группа "Явь", которая занималась этим проектом фактически из жанра стрит-арта перепрофилировалась на вполне официальный паблик арт.
Анастасия Владычица, уличный художник, участница арт-группы "Явь": "У нас это был первый случай, когда мы рисуем легально, и нам это было очень интересно. Мы сделали два макета на выбор. Конечно, в паблик-арте все проще. Здесь тебя не заберет полиция, не закрасят коммунальщики. Эта работа просуществует очень долго, и объем работы и масштаб он намного больше, чем в стрит арте, где за пару часов нужно успеть, что-то быстро сделать".
Сегодня при упоминании стрит-арта все непременно ссылаются на художника, знаменитого под псевдонимом Banksy. Его работы произвели настоящую революцию. Их покупают за миллионы долларов, при этом не утихают споры: вандализм это или искусство. Так вот, в России сегодня живут наши собственные "Бэнкси", главное внимательнее смотреть на городские стены.
Полина Ёж, со-основатель Института исследования стрит-арта: "Мы сейчас присутствуем при очень интересном историческом моменте, когда все самое интересное в современном искусстве происходит на улице. Я могу назвать порядка десяти имен, которые действительно гениальны и которые наверняка станут частью мировой истории искусств, и все они живут в России вместе с нами".
Тимур Мамонов, Даниил Кушнеревич, Дарья Варновская. Ангелина Введенская. Первый канал, Петербург.